Строительные и девелоперские компании начинают открывать для себя рынок концессий. Наиболее крупные формируют у себя специализированные подразделения (проектные офисы), занимающиеся только этим направлением. Средние и региональные компании только присматриваются к этому рынку.
Немного истории. Второе дыхание рынка концессий открылось около 3 лет назад с постановления Правительства РФ от 31 марта 2015 г. N 300 “Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения”. Что это означало для нас строителей? Это означает строители сами могли выступить с инициативой строительства какого-либо объекта, фактически сформировав себе госзаказ.
КОНЦЕССИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЯ - СВЕРХПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ САМЫХ АКТИВНЫХ
Для начала посмотрим на пример компании ВИС. Начиная работать в качестве субподрядчика Газпрома, компания с 2013 г. концентрируется на государственно-частном партнерстве и в 2018 ключевой акцент в деятельности компании именно концессии. Естественно, как один из первых строителей, вышедших на рынок ГЧП, компания получила кратную выгоду от этого. Желающие оценить могут просто немного “погуглить”.
для чего
строителю
ГЧП?
Позволяет строителю планировать загрузку своих мощностей на длительный период
Позволяет выбирать (формировать) объекты строительства
Позволяет менять профиль строительной компании (один из трендов 2018г. попытка классических строителей жилой недвижимости найти себя в концессии)
Позволяет диверсифицировать бизнес за счет фазы эксплуатации
Позволяет легко получить финансирование проектов
Позволяет запускать проекты, на которые у регионов, муниципалитетов, ФОИВ нет денег сейчас
Что делать? (Н.Чернышевский 1862г.)
Да, увы этот вопрос уже задавали. Но мы попытаемся сформировать ответ более кратко.
Программа достаточно проста. Приведем ее для регионального масштаба. Следует заметить одну важную деталь с этого момента – вы не строительная компания, которая хочет построить детский сад, школу, дорогу, мост или воинский склад. Вы инвестор, который пришел со своими (банковскими) деньгами в регион чтобы реализовать необходимый региону проект.
- 1.Посмотрим на программы ключевых инвестиционных ведомств региона. Обычно начинают с местного Агентства инвестиционного развития (- далее АИР или аналогов). Традиционно, предлагаемые проекты “времен Очаковских и покорения Крыма…. (автор подразумевал первое покорение Крыма)” или “не летают” и получили многочисленные отказы в финансировании.
- 2.Вместе с АИР пройтись по ключевым потенциальным заинтересантам Минстрою, Минтрансу, Минздраву и т.д.
- 3.Сформировать список проектов, сделав упор на проекты, формирующие доходы бюджета или платный трафик концессионера
- 4.Выбрать проект, наиболее соответствующий профилю и опыту, так как у Вас могут появиться соперники на дальнейших этапах работы
- 5.Начать переговоры с регионом
- 6.Подготовить документы по Частной концессионной инициативе.
При проведении переговоров следует учитывать множество факторов: опыт региона в ГЧП, бюджетные параметры, статус участников переговоров со стороны региона, возможные конфликты интересов, потенциальное министерство концедент и.т.д.